История, которая заставляет менять жизнь. Авторы фильма «Решала: Брат» рассказали о его создании

19 мая в российский прокат вышел фильм «Решала: Брат», который стал продолжением полюбившейся зрителям криминальной франшизы, полностью созданной и снятой в Бурятии. По этому поводу обозреватель «Радио 1» Екатерина Тимошенко пообщалась с продюсером картины Диной Подпругиной-Замалиевой и актёром, исполнившим главную роль, Александром Фроловым. В интервью они рассказали о том, как создавалось продолжение саги, что нового они открыли в себе, работая над ней, чего ожидают от предстоящего проката и каким видят развитие регионального кино.
ЕТ: Почему зрителям так нравятся предыдущие части франшизы «Решала»?
ДПЗ: На мой взгляд, это жизненность и правдивость той истории, что мы показали. Так или иначе многие молодые люди, да и девушки в том числе сталкивались с такими явлениями. Во всех регионах России такое было, этого отрицать никак нельзя. Это реалии наши. Поэтому вот эти жизненные перипетии, где-то надрыв, недолюбленность и неуслышанность молодых ребят, которые болтаются по жизни как раз, наверное, и откликаются нашему зрителю.
АФ: Наш фильм нравится людям потому, что они узнают в нём себя. Некоторые даже пишут и благодарят за то, что мы снимаем такое кино. Потому что эта история открывает им глаза и заставляет менять жизнь к лучшему. Таких сообщений приходит много.
Ещё, знаете, нам иногда говорят, что «Решала» якобы пропагандирует криминальный образ жизни. Но если посмотреть глубже, пораскинуть мозгами и понять, о чём это кино, то станет понятно – это не так. Мы, наоборот, говорим о том, как делать не надо. К чему вот это всё может привести и чем закончится.
ЕТ: Работая над проектом, вы для себя вывели формулу бурятского кино-феномена? Удалось ли вам отследить, из чего он складывается именно на этапе производства?
ДПЗ: Такое происходит на этапе написания сценария. Мы когда рассматриваем какую-то идею, то сразу её прощупываем. Насколько она откликается нам самим и насколько мы будем откровенны со зрителем. Если нам интересна история, если она нам нравится, тогда мы её делаем. Потому что всё, что делается с кем-то в коллаборации, всё равно пополняется творческим видением каждого участника.
В этом смысле первый фильм «Решала» оказался примером чистого творчества. Оно, собственно, и стрельнуло. А теперь предстоит узнать, как будет с четвёртым фильмом. Как он себя покажет. Увидим, как на истории сказалось сотрудничество с режиссёром Александром Амировым и каков его вклад в картину.
ЕТ: Александр, в новой части франшизы «Решала» вы выступили в новом качестве. Стали соавтором сценария. Поделитесь впечатлениями, как строился этот процесс?
АФ: Это заняло продолжительное время. Мы начали заниматься сценарием три или даже четыре года назад. Почему я вообще стал соавтором. Дело в том, что тема, которую мы затрагиваем в фильме, близка мне. Я родился и вырос в таком районе, где не всё шло слава богу. Вокруг было много зависимых людей. Поэтому я не понаслышке знал о каких-то проблемах, разные истории слышал, где-то что-то видел. Всё это я попытался поместить в наш сценарий.
ЕТ: А чем вам самому симпатичен жанр криминальной саги?
АФ: Криминальный жанр симпатичен мне тем, что он показывает правду жизни. Нам никуда от этого не деться. В Москве, к примеру, всё чуть иначе. Но стоит выехать за пределы МКАД, то становится понятно, что Россия живёт по другим каким-то законам. А если уехать дальше в регионы, можно увидеть, что там практически ничего не изменилось с 90-х годов.
ЕТ: Дина, в какой момент вы поняли, что хотите продолжить дело мужа и заняться продюсированием новой части франшизы?
ДПЗ: Мы с мужем всегда работали вместе, с того момента, как начали снимать кино в 2010 году. Мы с ним в этом смысле соратники. Но раньше я больше занималась пиар-направлением.
Конечно, с уходом Евгения невозможно было оставить это дело и тот флаг, что он поднял своим трудом. Как говорится, ты не поймёшь человека, пока не наденешь его обувь и не пройдёшь его путь. За прошедшие два года я поняла, как тяжело ему было. С каким непониманием и недоверием он сталкивался, когда мы только начали снимать первого «Решалу». Люди же откровенно насмехались и говорили, мол, а что вы можете. Кто вы? Буряты? Да где вы вообще.
Сейчас я не скажу, что у нас какой-то невероятный успех. Но мы уже прошли определённый путь. И бросить то, что сделал мой муж, было просто непозволительно. Такой труд был проделан не зря.
Мы будем продолжать развивать региональное кино. У нас есть планы по созданию в Республике Бурятия кластера креативных индустрий. Это позволит сформировать сообщество режиссёров, сценаристов. Тем более нынешние реалии свидетельствуют о том, что нам нужен внутренний контент. Поэтому мы будем стараться, чтобы наше кино оказалось достойным.
ЕТ: Каково вам было оказаться в кресле продюсера вообще? Что вы для себя из этого опыта почерпнули? Я сейчас говорю не только о фильме, но и о сериале «Маньячелло».
ДПЗ: Да, конечно, производственная разница при работе над сериалом и фильмом есть, ещё творческие какие-то моменты. Но в целом это увлекательный процесс, в котором мне всё нравится. К тому же, с продюсерской точки зрения для меня важно не просто снять и отдать фильм, а ещё организовать что-то, что останется или продолжится после для региона.
К нам приезжают много разных специалистов из Москвы – и режиссёров, и операторов. Они в свою очередь помогают нам воспитывать своих специалистов на местной земле. За прошедшие два года мы вырастили художника-постановщика, художников по костюмам и по гриму, второго режиссёра. У нас уже есть база, чтобы дальше делать собственные проекты своими силами. На большие картины мы пока не замахнёмся без участия федеральных специалистов. Тем не менее у нас уже началось движение в эту сторону.
ЕТ: Александр, каково сниматься в приквеле, зная о дальнейшей судьбе вашего персонажа? Ведь история Каши во второй части франшизы заканчивается печально.
АФ: По-актёрски это очень интересно играть, когда ты знаешь финал и понимаешь, как героя вести и куда развивать. В фильме «Решала: Брат» мы показываем начало и говорим о том, как Каша стал таким дурным парнем. Что на него повлияло. Мы же такими не рождаемся, мы такими становимся. На это влияет общество, родные, окружение. Собственно, я надеюсь, что у меня получилось это всё показать.
ЕТ: С франшизой «Решала» вы связаны уже без малого десять лет. Чему вас этот проект научил? Есть что-то такое, что вы могли бы сейчас выделить?
АФ: Конечно, проект научил меня многому. Десять лет назад мы начинали его, можно сказать, на голом энтузиазме, без денег. Работали, когда захотим. В сценарий никто не лез. Теперь, спустя годы, я посмотрел на процесс изнутри и знаю, как сделать кино от начала и до конца. Причём во всех его проявлениях. Я был гримёром, реквизитором, актёром, водителем, поваром и теперь знаю, как снять кино не за большие деньги, и чтобы оно каким-то образом понравилось зрителям.
ЕТ: Александр, помимо актёрства вы уже попробовали себя и как сценарист, и как режиссёр. Что насчёт продюсирования?
АФ: Я пока ещё не думал об этом. Но наш режиссёр Александр Амиров, когда в процессе постпродакшна фильма мы с ним созванивались, в какой-то момент сказал, что у меня мысли как у большого продюсера. Что я именно так задаю вопросы.
Конечно, может, со временем я к этому приду. Когда у меня будет больше опыта. Но пока что я хочу развиваться в актёрском ремесле. Поэтому повышаю свою квалификацию, нахожусь для этого в Москве. Здесь возможностей для подобного больше.
Думаю, со временем я приду к продюсированию. Но, а вообще, на старости лет я хочу вернуться в свой родной город, стать ректором института культуры и открыть там кафедру кинематографии, чтобы дать ей имя нашего любимого и неоценимого Евгения Замалиева, которого, к сожалению, с нами уже нет.
ЕТ: Дина, вы также попробовали свои силы в качестве сценариста, когда работали над сериалом «Афера». А в кресле режиссёра себя видите? Рассматриваете такую возможность?
ДПЗ: Когда работаешь в кино, хочется попробовать всё [смеётся – прим. ред.]. Конечно, кресло режиссёра манит. Не знаю, насколько хватит амбиций. Думаю, что посетить какие-то курсы в качестве повышения квалификации будет для меня полезно. Поэтому я рассматриваю такую возможность.
ЕТ: Чего вы ждёте от проката картины «Решала: Брат»?
ДПЗ: Очень, конечно, надеемся на сборы. Потому что предыдущие части хоть и зарабатывали, но недостаточно. Что лукавить, деньги важны. В кино показатель успеха картины – это кассовые сборы. Когда зритель голосует рублём, это значит, что фильм нравится, и ты всё сделал правильно. Так что деньги нужны нам не для того, чтобы купить себе что-то. Это оценка трудов. Значит зритель готов платить за просмотр нашего продукта.
АФ: Я жду, что кино понравится людям. Что оно откроет глаза многим и даст понять – жизнь короткая, и нужно жить тем, что мы имеем, и радоваться тому, что есть. Чувствовать реальность в том её проявлении, что дал нам бог. Не нужно всё это усиливать какими-то веществами.
ЕТ: Насколько просто или, наоборот, сложно было подбирать прокатчика для новой части франшизы?
ДПЗ: С Russian World Vision мы работаем уже не первый проект. Предыдущий фильм «Решала. Нулевые» мы делали вместе с Константином Ёлкиным. Нам очень понравилось сотрудничество, и Константину понравилось работать с нами. Когда он увидел, что есть сценарий четвёртой части, то сказал, что берётся за проект без каких-либо вопросов. Так мы приступили ко второму совместному проекту. Работать друг с другом нам комфортно, мы друг другу доверяем.
ЕТ: Компания Russian World Vision будет прокатывать картину только в России или есть планы на зарубежный рынок? Вообще, в новых реалиях это возможно?
ДПЗ: В новых реалиях говорить сложно. Компания будет работать над этим. Но страны СНГ подключены.
ЕТ: Как обстоят дела с кинотеатрами в Бурятии? Как много залов доступно зрителям? И можно ли рассчитывать на sold out на сеансы новой части «Решалы»?
АФ: Кинотеатры все наши бурятские с удовольствием взяли в роспись новый фильм. Также мы сейчас прорабатываем вопрос с муниципальными кинотеатрами. Их у нас при поддержке регионального Минкультуры было открыто одиннадцать. Все они расположены в районных центрах и деревнях. Недавно у меня была командировка в Усть-Баргузин на Байкал, и там местные жители спросили меня, будет ли у них показан наш фильм. Так что будем работать над этим вопросом. Люди просят.
ЕТ: В чём вы видите особенность бурятов как этноса?
АФ: Я всю жизнь прожил в Бурятии и очень её люблю. Это дружелюбное, гостеприимное место с очень богатой культурой. У нас как-то так всё ладно. К тому же в республике очень много красивых необычных локаций. Думаю, для кинематографа это может быть очень интересно. Ещё у нас есть институт культуры. Людям, которые ещё ни разу не бывали на Байкале, обязательно рекомендую его посетить. Они приедут и сами всё поймут.
ЕТ: Почему нужно обязательно посмотреть фильм «Решала: Брат» в кинотеатре?
АФ: Потому что этот фильм был создан с любовью. Он долго готовился, сценарий несколько раз переписывался. Много людей во всём этом было задействовано. «Решала: Брат» – это фильм о нас и про нас. Он поможет людям не совершить какие-то ошибки в своей жизни. Такое вот хорошее кино, которое, я уверен, найдёт своего зрителя.
Потому что мы постарались сделать историю, которая затронет общечеловеческие моменты. Для кого-то фильм станет развлечением, поскольку там есть такие составляющие как погоня и перестрелки. В то же время это история про любовь и про ответственность. Для меня «Решала: Брат» – настоящее русское кино.
ДПЗ: Мы постарались сделать историю, которая затронет общечеловеческие моменты. Для кого-то фильм станет развлечением, поскольку там есть такие составляющие как погоня и перестрелки. В то же время это история про любовь и про ответственность. Для меня «Решала: Брат» – настоящее русское кино.
Фото: пресс-служба RWV