
Первое упоминание в письменных источниках о городе под названием Клин относится к 1317 году. Он и считается датой его основания. Вся его история – это борьба, завоевания и освобождения. Город разрушили татары, осаждали поляки, он сильно пострадал от опричнины. В 18 веке здесь располагался почтовый ям: в городе было много гостиниц, питейных и трапезных заведений, растянувшихся вдоль дороги по направлению к Москве. Реформой 1781 года Клин утверждается уездным городом Московской губернии.
Строительство Николаевской железной дороги изменило облик города и быт его жителей. Здесь открываются стекольные заводы, лентоткацкая фабрика, чугунолитейное производство. Самым крупным предприятием уезда была Высоковская мануфактура. Благодаря своему расположению – между Москвой и Санкт-Петербургом, на линии железной дороги, – город стал жить очень хорошо. Близ него располагались дачи, где проводили лето многие московские дворяне, и усадьбы, в которых именитые семьи жили постоянно. Во время революции в Клину шли жестокие бои, в Великую Отечественную город был на пути немцев к Москве, и зимой 41-го фашистам удалось оккупировать его на 23 дня.
Рядом с Клином, в Боблово, почти безвыездно жил и работал гениальный химик Дмитрий Менделеев. 7 августа 1887 года он совершил здесь первый полёт на воздушном шаре. В Клину прошли лучшие творческие годы Чайковского. Здесь он создал своего «Щелкунчика» и «Спящую красавицу». Аркадий Гайдар написал книгу «Тимур и его команда» тоже в Клину. В городе много интересных музеев, в том числе Музей елочной игрушки.
В современном Клину действует два десятка крупных предприятий: несколько компаний по химическому и фармацевтическому производству, выпускаются строительные материалы, медицинское оборудование, а также работает крупная компания международной группы Grosfillex – лидер на европейском и американском рынках пластиковых отделочных материалов. Здесь находится российский завод Groupe Castel – третий по объемам винодельческой компании мира. Это единственное на сегодня предприятие в России, разливающее французские вина.
Более десятка лет в конце прошлого века Клин дружил с финским городом Лаппеенранта. Последний без объяснения причин дружбу в одностороннем порядке прекратил и в новое тысячелетие с Клином не вошёл. В городских архивах есть и рукопись действовавшего некогда договора с одной из китайских провинций. Дружили с белорусским Кречевом и Березиным. В советские времена связи поддерживали и с чешским городом Бенешов. Очевидцев дел дней давно минувших найти уже трудно. В сослагательном наклонении говорить о связях городов и стран тоже вряд ли стоит. Но о дружбе, которой ничего не помешало, есть что вспомнить.
Орли
Оксана Кутилова – начальник управления социально значимых проектов городской администрации – рассказывает о первом и самом верном побратиме с гордостью.
«Это город Орли. Было заключено соглашение в 1979 году. Все 40 лет не прекращаются наши дружественные взаимоотношения. Раньше это были поездки два раза в год, то есть это обязательно в июле: с 1 по 10. Едут французские дети к нам сюда на 10 дней, а в следующий год наша делегация в составе 10 человек и двух сопровождающих едет туда, в Орли. И все 40 лет, ни одного года не пропуская, у нас обмен такими делегациями», – сказала Оксана Кутилова.
Инициатором дружбы городов в семидесятые стал мэр Орли Гастон Вьенс – человек с уникальной судьбой. Во время второй мировой он ещё ребёнком ушёл в партизаны, в 19 лет попал в лагерь смерти Бухенвальд, но выжил. После войны стал развивать свой любимый город, много сделал для его жителей за 44 года работы мэром. В России хотел найти побратима, близкого к Москве, в котором жил кто-то из знаменитых русских. Связь Чайковского с Клином его вполне удовлетворила, и дружба началась. Много раз он сам посещал Россию. Сейчас уже в достаточно преклонном возрасте командор ордена Почётного легиона продолжает заниматься общественной деятельностью. А дружба двух городов благодаря его стараниям живет по сей день.
Ездят во Францию и взрослые, и дети. Последних выбирают среди самых усердных и талантливых. Живут они в семьях у французов, совершенствуют языковые навыки. Творческие ребята, победители олимпиад, знатоки французского языка имеют шанс попасть в страну романтики и сейчас. Праздники – хороший повод встретиться взрослым.
«Раньше в советское и в перестроечное время были на Дни города приглашения, но потом у взрослых делегаций некоторый перерыв был, и вот в этом году снова в рамках 40-летнего юбилея наших дружественных отношений делегация от города Клин была приглашена на День города Орли. Мы в свою очередь принимали в октябре прошлого года большую делегацию французов: около 40 человек. Двухдневный визит в наш город. И таким образом снова возобновились связи на уровне взрослых», – сообщила Оксана Кутилова.
Приехать из Франции в Россию может любой ребенок, даже из не очень обеспеченной семьи. Им материально помогает Комитет побратимства в Орли. Ездят друзья друг к другу в гости по очереди: французы по чётным годам, россияне – по нечётным. В Клину гостей встречают с известным гостеприимством, показывают не только сам город, но и своих соседей, и столицу, утверждает Оксана Кутилова:
«Прежде всего, это культурный обмен, знакомство с культурой. Вот в этом году были организованы экскурсии в Волоколамск, Дмитров, Новый Иерусалим. То есть это не только Москва и Клин. Это еще и достопримечательности, которыми гордится наше Подмосковье».
Главная достопримечательность Орли – международный аэропорт. Прилетая в Париж, многие попадают именно в него, потому что он расположен всего в 14 км от французской столицы. Здесь работают почти все жители Орли. Даже на гербе города изображены самолёты. А летят сюда не только самолеты, но и голуби мира народной дипломатии. Французы при возможности тоже с удовольствием посещают Россию. Проведенное вместе время и полезно, и познавательно, и душевно. Даже песни поют вместе при встрече единым импровизированным хором взрослые и дети.
Поют и в городской гимназии №2. В репертуаре хора любителей французской песни легендарные композиции Эдит Пиаф, Мирей Матьё и Джо Дассена. А еще ставят спектакли на французском языке. Участвовала в них и Даша Елькина – выпускница этой школы и золотая медалистка. Сейчас девушке восемнадцать, и она учится в Тверском музыкальном колледже имени Мусоргского по направлению хорового дирижирования. Она изучала французский со второго класса и считает, что он хорошо сочетается с её увлечением музыкой.
«Я считаю, что этот язык очень певучий, то есть здесь у меня сопрягается музыкальное искусство с самим языком», – сказала Даша.
Ещё в гимназии Даша участвовала в олимпиадах, победа в одной из них позволила поехать в город-побратим. Впечатлений осталось много, и все они самые добрые и позитивные:
«В самом городе Орли нас ждал очень теплый прием. Расселили нас по разным семьям у самих французов. Мы с моей лучшей подругой жили у Натали. Поездка была очень насыщенной и интересной. Мы посетили многие достопримечательности Парижа: Эйфелеву башню, Лувр, Версаль, дом-музей Виктора Гюго, Триумфальную арку, Парк аттракционов «Астерикс», парфюмерную фабрику и многое другое. Также были настоящие пикники все вместе, которые сблизили всех нас именно с французскими людьми. Во Франции мы не только попрактиковали свой язык, пополнили знания в области культуры Франции, но и окунулись в атмосферу самой жизни».
Жизнь у французов, как кухня и музыка – традиционные европейские. Отношения в семьях тёплые, уверена Даша. Прием пищи у заграничных друзей не сводится к физиологическому процессу, а скорее является духовным.
«Для меня были незабываемыми семейные вечера. Мы много разговаривали, рассказывали о себе, о своих родных. Слушали их рассказы. И порой так сидели до самой ночи. Как принято у русских: еда – это что-то такое близкое, мимолетное. На это не уделяется какое-то большое количество времени, большое внимание. У французов же наоборот: приём пищи – это один из способов пообщаться друг с другом. Обеды, например, длятся около часа: час-полтора где-то. Мы сначала даже не могли привыкнуть к этому: мы быстренько поели и сидели, ждали. Французы за обедом делятся какими-то своими эмоциями за прошедшие полдня, просто приятно беседуют», – поделилась Даша.
Как и русские, любят французы отдыхать на природе. А какой пекут хлеб! Багет – своеобразный символ Франции. Его длина примерно 65 см, а весит он всего 250 граммов. Так что фигуру хрустящим кусочком не испортишь.
«Также у них приняты пикники: около пяти-шести семей собираются за обедом, который плавно перетекает в ужин и много общаются друг с другом. На пикниках проводятся различные игры, как интеллектуальные, так и просто развлекательного характера. То есть очень интересно проводят время за обедом. Каждый день они покупают новый багет, то есть свежеиспеченный хлеб. Это у них принято повсеместно. Мы каждый день заезжали в хлебную лавку, покупали этот длинный багет, который все с большим удовольствием ели», – отметила Даша.
Франция – романтичная страна, а Париж – центр моды, уверена Даша. И если молодые француженки тоже любят рваные джинсы, то парни более утонченные и требовательные к своему внешнему виду.
«Знаете, как говорят, что Париж – это центр моды. И действительно. Когда мы ходили по улицам – это постоянные магазины с красивой одеждой, красивые кафе. И также мы посетили парфюмерную фабрику, на которой нам показали и рассказали полную технику, как создаются какие-то конкретные духи. Даже если ходишь по улицам, то видишь, что люди с разным восприятием моды, но утонченные, можно сказать. Видно, что каждый человек считает это неотъемлемой частью своей жизни: следить за модой и за своим внешним видом. Это как часть выражения себя», – сказала Даша.
И взрослые, и подростки нашли много общего. Молодёжь делилась музыкальными новинками, взрослые обменивались телефонами для связи.
«У нас всегда была очень тёплая атмосфера. Когда мы останавливались на отдых, то всегда пели: французы – нам, мы им».
Даша – девушка скромная, и о её связи с Францией на страничках в социальных сетях говорят лишь фото на фоне знаменитой Эйфелевой башни и строки известного стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»: «…Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца…» на французском языке.
За сорок лет дружбы городов расстояние в две с половиной тысячи километров между Клином и Орли Нина Джуромская преодолевала 53 раза. В далеком 76-м её как молодого специалиста направили на работу в Клин. Все эти годы она преподает детям французский язык. А народной дипломатией с Францией занимается с первых дней её зарождения в городе: сначала просто ездила в качестве переводчика, потом стала регулярно сопровождать школьников в поездках. Теперь в любое свободное время уже и для души ездит только в эту страну. У нас много общего, считает она.
«Я в основном общалась с нашими французами из города-побратима. Может быть скажу интересную вещь, но они ничем от нас не отличаются. Они настолько же щедры, как и мы, русские. У них такая же широта души. Они такие же гостеприимные. Разницы в менталитете наших с французами я, честно говоря, не заметила. Французы очень доброжелательные. Они всегда прислушиваются. И если слышат русскую речь, им это любопытно. Это настолько доброжелательные и добродушные люди, которые всё всегда объяснят, всё всегда покажут, угостят, накормят», – рассказала Нина Джуромская.
Нина – патриот России, никогда не хотела из неё уехать, но Францию считает своим вторым домом. В доме российском о вкусе романтической страны напоминает французское вино и фуагра. А каждое Рождество с чемоданом открыток от российских школьников она снова едет во Францию. В марте такие же сердечные поздравления везет в Россию от французов. И так уже много лет подряд.
«Вы бы видели, с какой радостью они встречают меня, когда в марте я привожу эти ответы, целый чемодан ответов. А французы не только ответы пишут, они еще и сувенирчики кладут. Я, конечно, ругаюсь, потому что всё это везти проблемно: много народа пишут. Но они все равно подкладывают – башенки Эйфелевы, конфетки какие-то, кто-то евро приклеит. Переписка продолжается. Они сохраняют связи. Наши дети там живут в семьях и сохраняют отношения. На моей бытности многие по приглашениям потом уже самостоятельно туда ездили. И французы до сих пор с удовольствием рассказывают о наших детях и рады принимать их», – отметила Нина Джуромская.
Интерес к Франции у самой Нины разбудила её школьная учительница. Нина стала изучать язык в пятом классе, и это определило ее будущую профессию. До сих пор она помнит свои впечатления о первой встрече со страной, историю, культуру и язык которой изучала в далёкой России по книжкам. Личное знакомство со своими грёзами Нину не разочаровало.
«Когда я туда приехала, это превзошло все мои ожидания. Париж для меня – это самый лучший город на свете. И мои ожидания полностью оправдались. Это великолепный город, красивый, культурный. Там так много достопримечательностей. По литературе, по курсам в институте, истории языка, истории Франции всё было знакомо. Но когда это видишь своими глазами… С той поры я заболела Францией. Я могу сказать, что Франция – это моя вторая родина. Россия – это наше всё, я патриот. Но когда я оказываюсь во Франции, она для меня – как глоток свежего воздуха. И я там чувствую себя как дома», – добавила Нина Джуромская.
Интересен французский побратим и любителям кино. Город связан с именем Жоржа Мельеса – одного из основоположников мирового кинематографа, изобретателя первых кинотрюков и пионера кинофантастики.
«У них провел свои последние 8-9 лет знаменитый Жорж Мельес – это основоположник кинематографа. И у них там есть международная школа кинематографии, которая как раз носит имя этого Жоржа Мельеса. И там народ приезжает учиться кинематографии не только из Франции, а приезжают из Германии и из других стран. Они там все этой школой кинематографии очень гордятся», – сообщила Джуромская.
Советский район
Дружит Клин и с ближними соседями. С какими странами восточной Европы у города отношения уже налажены, и какие планы здесь строят на ближайшее будущее рассказывает начальник управления социально значимых проектов городской администрации Оксана Кутилова:
«В 16 году мы заключили договор о сотрудничестве с Советским районом города Минск (Белоруссия), и тоже у нас на сегодняшний день пока культурный обмен, но я знаю, что в планах у главы не только культурные, но и промышленные проекты».
Бачка-Паланка
Если есть желание, всегда можно найти возможности. Когда у разных людей есть общие интересы, им не помешают общаться ни большие расстояния, ни разные языки, ни бюрократические преграды. Русские и сербы традиционно заинтересованы друг в друге. В случае с Клином их объединяет ещё и спорт.
«У нас есть взаимоотношения с городом Бачка-Паланка. Это Сербия. В прошлом году мы были с визитом. У нас есть намерения заключить договор о побратимстве, о сотрудничестве. Но в Сербии очень строго с этим. И комитет побратимства, и их община рассматривает довольно долго такие проекты и утверждает. Я знаю, что у них с одним из венгерских городов, когда они заключали договор, прошло почти пять лет, прежде чем разрешило правительство Сербии. Они очень серьезно к этому относятся. Тем не менее, у нас уже были обмены здесь – не культурные, а спортивные. Потому что в Бачка-Паланке, как и в Клину, очень развито каратэ. И наши клинские спортсмены обычно в сборной России по каратэ. И в Бачка-Паланке очень сильная школа каратэ. Соответственно, у нас этот спортивный обмен осуществляется, но тем не менее официального договора пока не заключено»
Сергей Зотов – старший тренер национальной сборной команды по каратэ, руководитель школы каратэ «Мангуст» в Клину. Его воспитанники – чемпионы Европы и мира. Сам он начал свой путь в каратэ с 10 лет. Считает развитие отношений важным и для спортивных успехов, и для человеческих отношений.
«В 2010 году на чемпионате мира, который проходил в Белграде, мы познакомились с тренером национальной сборной команды по каратэ Сербии Бранимиром Нешичем и подружились. С тех самых пор мы дружим, дружба крепнет. Они к нам приезжают, мы к ним приезжаем. Сотрудничаем в области спорта, в области каратэ. Обмениваемся опытом. Мы на самом деле с ними в хорошем смысле конкурируем. Иногда они у нас выигрывают, иногда мы выигрываем. Но школа каратэ Сербии очень сильная. В 2010 году в командном зачёте они заняли первое место на чемпионате мира, обошли японцев. Дружба наша и началась с того, что я поинтересовался, как так получилось. Подружились быстро и нашли общий язык», – объяснил Сергей Зотов.
После знакомства выступили с инициативой расширить отношения между городами на почве спорта. Поддержку и понимание нашли. Сербский коллега Сергея – Бранимир Нешич – занимается развитием каратэ во втором поколении. Его отец – председатель европейской ассоциации спортивных экспертов. Сам Бранимир – вице-президент ассоциации. Русский друг тоже получил приглашение работать вместе. Долгое время Сергей Зотов был техническим советником и консультантом, но сейчас времени на это нет – готовит ребят к олимпиаде.
Адвокат Бранимир Нешич закончил аспирантуру в России – в столичном Университете дружбы народов, поэтому страну знает хорошо и на русском языке говорит свободно. Титулованный спортсмен, обладатель более 20 медалей балканских, европейских и мировых чемпионатов, многократный победитель и призёр Югославии и Сербии, официальный тренер сборной Сербии по каратэ. Возглавляет неправительственную организацию русской гуманитарной миссии на Балканах. Человек, который любит русских, – так Бранимир называет себя сам. Он действительно очень любит Клин и его жителей и вместе с русским другом делает всё, чтобы люди могли дружить целыми городами.
«На всех соревнованиях болели друг за друга. И пришли к идее, если мы очень любим и уважаем друг друга мы с Сергеем Александровичем, мы уважаем наших спортсменов, спортсмены любят друг друга, почему бы и нашим гражданам, гражданам наших городов не полюбить друг друга. Тем более, что русские и сербы близкие народы. Мы в Сербии чувствуем к России большую любовь, надежду и так дальше, что мы, как в Сербии очень хорошо себя чувствуем в России. Вот пришли к идее обратиться к политическим руководителям в городах и предложить такой шаг – стать городами-побратимами. Политики очень поприветствовали это и сложилась такая дружба между городами. Дружба между спортсменами превратилась в дружбу городов и дружбу народов, конечно. На сегодняшний день наши города сотрудничают, часто обмениваются делегациями, и дружба успешно развивается на радость всем жителям и, прежде всего, спортсменам», – сказал Бранимир Нешич.
Парадоксальные повороты судьбы и истории то разводят людей по разные стороны боя, то сводят за одним дружеским столом. Осенью 1812-го генерал-лейтенанта Винцингероде докладывал императору Александру I из города Клина:
«Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доношу, что при корпусе, авангарде, заставах и передовых постах обстоит все благополучно… 1-го числа сего октября в 9 часов по полудни неприятель оставил г. Дмитров и отретировался по дороге, ведущей к г. Москве… Я же, взяв собой лейб-казачий полк, 2 эскадрона драгун и 2 эскадрона гусар и Ставропольский калмыцкий полк выступил из г. Клина…».
Весь сентябрь 1812 года под Клином простоял отдельный кавалерийский корпус под командованием императорского генерал-адъютанта барона Винцингероде. Корпус нёс дозорную службу на окраинах занятой Наполеоном Москвы и прикрывал дорогу на Петербург. О его боевой деятельности в районе Клина жителям северной столицы регулярно сообщали петербургские газеты.
Сейчас о взаимоотношениях французов и российского Клина тоже пишут газеты, рассказывают телевизионные репортажи и радиопрограммы. Но речь идет уже не о войне, а о крепкой и многолетней дружбе и все дороги для нее теперь открыты. Именно она является примером для развития таких же отношений с другими городами и странами.